История AKAI

Масукиши Акаи, молодой японский инженер, основал компанию Akai Electric Company Ltd. в 1929 году. Начали они с производства недорогих радиодеталей и электротоваров и во второй половине XX века превратились в одного из лидеров мировой hi-fi индустрии. Akai находились в авангарде несколько десятков лет. За плечами компании десятки культовых моделей аппаратуры со своим неповторимым футуристичным дизайном, которые до сих пор выглядят так, будто сделаны в XXI веке.

Но на заре их пути, с началом Второй мировой войны японцам пришлось переориентироваться на выпуск товаров военного назначения, чем они и занимались до 1948 года. После войны Akai продолжили выпуск бытовых электротоваров и вскоре акцентировали производство именно на выпуске магнитофонов, быстро становясь одними из лидеров.

Счастливая случайность

В 1953 году в американскую компанию Califone, подразделение Roberts Electronics, попал на ремонт виниловый проигрыватель с очень необычным мотором. По серийному номеру на моторе определили, что он был произведен Сабуро Акаи (сыном Масукиши Акаи). Владелец Roberts Electronics, инженер, выпускник Калтеха Роберт Мецнер связался с производителем и, когда отношения сложились, Akai начал поставлять свои моторы для некоторых продуктов Califone.

Спустя некоторое время Akai прислали в Roberts Electronics прототипы своих катушечных магнитофонов. Мецнер раскритиковал их, сказав, что они очень низкого качества, и порекомендовал стремиться к качеству аппаратуры Ampex, отправив катушечник Ampex 600 в страну восходящего солнца. Японцы воспользовались советом американца и фактически скопировали конструкцию Ampex 600.

Roberts Electronics заключила соглашение с Akai, согласно которому японцы производили магнитофоны по спецификациям Roberts, а в США проверяли каждую единицу до поступления в продажу. Ранние магнитофоны Akai и Roberts были только внешне похожи на Ampex, начинка у них была своя собственная.

Три близнеца: Akai, Roberts, Ampex
Три близнеца: Akai, Roberts, Ampex

Akai продавали те же или аналогичные модели остальному миру под собственным именем и платили отчисления Мецнеру. Это продолжалось до середины 1971 года, когда Akai вышли на американский рынок как самостоятельный бренд.

Одна из первых (и последних) переносных моделей – ST-1, эволюционировавшая из конструкции Ampex, послужила базой для бестселлеров фирмы тысячной серии. Магнитофон имел динамически сбалансированный 4-полюсный синхронный гистерезисный двигатель, функцию наложения звука, четыре дорожки для стерео, головку с микрозазорами собственной конструкции, автостоп, поканальные индикаторы уровней, встроенный мониторный громкоговоритель и мультивольтажный трансформатор напряжения 100-245 В. Истинная портативность 1960-х весом 18,8 кг.

Хотя в рекламе описывалась полностью транзисторная конструкция "без неприятного шума" внутри ST-1 есть три лампы. По тем временам этот ящик был очень привлекательным.
Хотя в рекламе описывалась полностью транзисторная конструкция «без неприятного шума» внутри ST-1 есть три лампы. По тем временам этот ящик был очень привлекательным.

Akai 4000D – бестселлер фирмы до начала 1980-х, обладал всеми теми же фишками, но гистеризисный мотор был заменен индукционным. И это уже по настоящему транзисторный аппарат (как и его предшественник 3000D).

Новый виток

В конце 60-х Akai начали обрастать «фишками». Они взяли технологию перекрестного подмагничивания, придуманную Tandberg, когда ток подмагничивания выведен из головки записи и заведен в отдельную головку, что позволяло улучшить качество записи высоких частот. Вдобавок было налажено производство более надежных стеклоферритовых головок GX. С этих пор можно было говорить о том, что магнитофоны Akai стали по настоящему качественными.

Взгляните на модель 1976 года. «Уши» Ampex до сих пор торчат, не правда ли?

Но в 70-е и 80-е годы был самый важный период в истории компании, когда она полностью выкладывалась на выпуске аудиокомпонентов. В это время в компании следовали принципу постоянного повышения качества и все время создавали новое.

В Akai вырабатывают свой неповторимый футуристичный стиль, который выделяет их среди конкурентов.

В эти годы были выпущены одни из самых знаковых моделей: катушечные GX-630D, GX-635D, GX-747, GX-77.

По сравнению с предшественниками GX-635 имеет совершенно другую систему натяжных направляющих ленты, которые активируются микровыключателем и спрятаны в крышку «Star Wars». Его тонвал приводится в движение частотно-регулируемым серводвигателем, а катушки – с помощью вихретоковых двигателей переменного тока.

GX-635 и GX-635D, выпущенные в 1978 году, стали основой для немногих более поздних катушечных магнитофонов класса hi-end. Все модели GX-636, GX-646 и GX-747 имеют одинаковую конструкцию, практически одинаковые головки GX, одинаковые двигатели SCM-200 и XO-24TD и одинаковые функции. И все они были бестселлерами. На вершине линейки стоит модель с потрясающими звуковыми характеристиками GX-747dbx.

Версия dbx оснащалась исключительно стрелочными индикаторами.
Версия dbx оснащалась исключительно стрелочными индикаторами.

Akai выпускали отличные кассетные деки, которые выделяет футуристический дизайн, яркие индикаторы и интересные решения, вроде панелей управления на сервоприводе. Они также снабжались стеклоферитовыми головками GX.

Бейдж инжиниринг

В 1987 году компания вступила в партнерство с Mitsubishi начав выпуск линейки аппаратуры под маркой A&D (Akai and Diatone). В этих моделях без труда узнаются серийные модели Akai.

В Европе Akai подавал массовые товары под второй маркой Tensai. Фирма Tensai International была эксклюзивным дистрибьютором Akai на рынках Швейцарии и Западной Европы до 1988 года.

В 80-х годах Akai производили кассетные видеомагнитофоны и Akai VS-2был первым в мире видеомагнитофоном с выводом информации на экран. Благодаря отображению информации непосредственно на экране телевизора, эта инновация избавила пользователя от необходимости находиться рядом с видеомагнитофоном, чтобы программировать запись, видеть счетчик ленты и пользоваться другими общими функциями. В течение нескольких лет все остальные производители скопировали эту технологию.

Забавный факт – Akai поставляли видеомагнитофоны в СССР на Олимпийские игры 1980 года. Разумеется, все разлетелось среди верхушки и обычным гражданам доступно не было.

Печальный финал

На пике, в конце 1990-х годов в Akai Holdings работало 100 000 человек, а годовой объем продаж составлял 5,2 млрд долларов США.

Компания объявила о банкротстве в ноябре 2000 года, задолжав кредиторам 1,1 млрд. долларов США.

Катушечный (!) видеомагнитофон Akai, имел брата-близнеца Roberts
Катушечный (!) видеомагнитофон Akai, имел брата-близнеца Roberts

Выяснилось, что право собственности на Akai Holdings каким-то образом перешло в 1999 году к Grande Holdings, компании, основанной председателем Akai Джеймсом Тингом.

Джеймс Тинг
Джеймс Тинг

Утверждалось, что Тинг украл у компании более 800 миллионов долларов США при содействии бухгалтеров Ernst & Young, которые подделывали аудиторские документы, начиная с 1994 года. В конечном итоге Akai покинули аудиоиндустрию в 2001 году.

В 2005 году Тинг был заключен в тюрьму за подделку отчетности, а в сентябре 2009 года Ernst & Young вне суда заплатили 200 миллионов долларов США за урегулирование дела о халатности.

В отдельном судебном процессе бывший партнер Ernst & Young, Кристофер Хо, в качестве председателя Grande Holdings, сделал «существенную выплату» кредиторам Akai.

На этом история легендарной компании закончилась и сегодня это имя растворилось в массе безликих брендов, выпускающих все подряд и, к большому сожалению, больше не ассоциируется с высококлассной hi-fi аппаратурой.

Прошу 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

52717390