Мужчина с улицы Глюка: 80 лет Адриано Челентано

Адриано Челентано 6 января исполняется 80 лет (ух! – смайл, смайл!). По его карьере можно наблюдать жизнь поколения — из дерганого парня «на пружинках» — так писала пресса про молодого певца, копировавшего в 1960-х годах англосаксонских героев раннего рок-н-ролла, он превратился в мировую поп-звезду, а затем в уникального исполнителя – мудреца и мужчину. Челентано не врёт на сцене, по нему понятно, что такое большая эстрада – жанр личностей без тени попсы. Такую карьеру можно только пожелать любому артисту, а у Адриано она продолжается. Мы же сегодня вспоминаем некоторые альбомы из его обширной дискографии.

Adriano Celentano «Il ragazzo della via Gluck»

(Clan Celentano, 1966)

Челентано тогда, вроде бы, делал музыку для своих, «для пацанов» но получалось у него всё равно для всех и надолго. Певец действительно родился на улице, названной в честь знаменитого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Адриано было что сказать — и про себя, и про жизнь — это стало его главной чертой. Любая поп-песня, весёлая или грусная, у него получалась и получается исповедью уникальной личности.

Заглавная песня альбома «Парень с улицы Глюка» взорвала фест в Сан-Ремо, её пели по всей Европе. Сразу же она была выпущена на альбоме «La Festa» — прямолинейном и суетливом, но уже к концу года повторена на этом диске – с выстроенным настроением и продуманным порядком вещей. При желании, тут легко можно почувствовать зёрна будущей концептуальности и повествовательной серьёзности. Песне приписывают «социальность», но это было естественным – артист действительно интересен тогда, когда поёт про что-то, важное каждому. Мы приводим этот альбом ешё и потому, что он был издан и на фирме «Мелодия» — наша публика узнала Челентано по этим песням.

Adriano Celentano «Azurro/Una Garezza In Un Pugino»

(Clan Celentano, 1969)

Шаловливый шансонье тут становится рассалабленным и немного опасным. Он играет слегка разнузданного мачо и идеально попадает настроением в название собственной фирмы грамзаписи, которое звучит с гангстерским привкусом. Будучи молодым, шустрым и чрезвычайно харизматичным, Челентано не стесняется того, что работает на рынок – тогда ещё не было разделения на рок и попсу, люди делали модную музыку и стремились продать её, а для этого надо было быть талантом и музыкантом. В Адриано счастливо сошлись все эти лучи.

Бодрый суперхит «Azurro», ставший гимном болельщиков футбольной сборной Италии, и первая вещь трек-листа «Garezza In Un Pugino» — демонстрируют, что глубокомысленности, которая иногда уже слышна на предыдущих дисках, тут меньше. Альбом витален, он соединяет стильную развязность и весёлую мужественность. Таких у мастера будет за карьеру немного.

Adriano Celentano «Tecadisk»

(Clan Celentano, 1977)

Диск пограничный, переломный и, хочется тихо-тихо сказать, – неудачный. И, одновременно, очень важный. Он – один из череды попыток музыканта занять место в ряду звёзд дискотек. Челентано попробовал сделать диско-сюиту в стиле-тренде того времени, но потом, видимо, решил, что хватит, больше этого делать не надо. В скором времени он окончательно понял, что сам, внутри себя, несёт свой, неповторимый стиль. А танцевали под его музыку и раньше, и позже, независимо от моды, охотно и удачно. Альбом нами выбран ещё и потому, что он был тоже выпущен в СССР, но, копируя обложку, отечественные издатели основательно её подпортили.

Adriano Celentano «Soli»

(Clan Celentano, 1979)

«Soli» раскрывает певца для публики, второй раз и по-новому. Это идеально итальянская музыка, в ней есть медитерранская нега и экстравертная бодрость, в ней содержатся все будущие итало-стили, но рулит неповторимая индивидуальность Челентано. Диск гладкий и сладкий – от заглавного трека до поп-истерики «Stivali E Colbacco». Это первая работа мастера с Тото Кутуньо, которая дала блестящие хиты. Альбом больше года возглавлял нацональный хит-парад Аппенин и традиционно был издан фирмой «Мелодия».

Adriano Celentano «Un po’ artista un po’ no»

(Clan Celentano, 1980)

Кокетливое название альбома «Немного артист, немного нет» не скрывало и артистизм, и мастерство музыкантов, позволявшее сделать вещи откровенно красиво, и блестящие хиты — на каждом магнитофоне играл «Il tempo se ne va», который, по словам Кутуньо, был посвящен Розите — дочери Адриано. Этот диск у нас уже не издавали, хотя он и остался вершиной стиля и мгновенно узнаваемым знаком эпохи.

Adriano Celentano «I Miei Americani»

(Clan Celentano, 1984)

Блестящее отражение не лучшего периода жизни – и Челентано, и жанра поп-песни вообще. Тогда во всем мире эстрады будто выключили свет – качественной стильной музыки вдруг не стало, народ кинулся слушать метал и нью-вейв. И, до сих пор никто не может поймать ту волшебную ноту соответствия внешней красоты и чувства. Челентано же поступил так, как поступал всегда в эпоху перемен — записал альбом каверов. И всё бы прошло не очень заментно, но одна вещь тут оказалась взрывом. Неторопливая и гипнотичная «Susanna» дышала в одном ритме с поколением, остальное — от «The Great Pretender» до «You Are My Destiny» звучало прекрасно, но не более.

Adriano Celentano «Io Non So Parlar D`amore»

(Clan Celentano, 1999)

Порулив в телешоу и, казалось бы, уже списанный в пенсионеры, Адриано доказал, что ещё очень даже может делать захватывающую музыку. Есть устойчивое мнение, что этот альбом – лучший в его актуальном периоде, его продали тиражом в два миллиона экземпляров, он поднял авторитет и композитора Джанни Белла, и поэта Могола. Это знак перехода, причём мы уже знаем куда. Хиты известны, это «Gelosia», «L’emozione non ha voce» и «Una rosa pericolosa», но диск хорош тем, что каждый тут сможет найти для себя и альтернативное удовольствие.

Adriano Celentano «Per Sempre»

(Clan Celentano, 2002)

Заглавная вещь и весь альбом – лучшая иллюстрация того, что такое – чудо Челентано. С певцом на паре вещей работал такой великий музыкант, как Чик Кориа. Говорят, что эта запись как-то непропорционально популярна у нас, но и в Италии её доводилось слышать постоянно и с неизменным удовольствием всех присутствующих. Адриано чувственно и ярко демонстрирует сочетание противоположностей — сила/смирение, страдание/красота, мужчина/женщина. Это близко мировосприятию — и российскому, и итальянскому. Певец словно ворчит, он словно недоволен, но всем – светло. И, кажется, что не нужен перевод: «ма перке…» — «ну почему…»

Adriano Celentano «Dormi Amore la situazione non e buona»

(Clan Сelentano, 2008)

Челентано выходит на бой и опять — перевод почти не нужен. Название позаимствовано из телешоу Адриано – обеспокоенность певца конкретными проблемами ощущается почти физически. Заглавная песня сбивает дыхание, как неторопливая серия плотных ударов по корпусу, и объясняет, что певец думает о жизни. Всё нехорошо? Мы – против! И об этом не надо кричать – лучше слышны тихие слова, не допускающие сомнений. Певец не торопится и всегда успевает, стройные подпевки, привычная мелодичность и оркестровые аранжировки подчёркивают серьезный возраст и серьёзность мыслей.

Mina & Adriano Celentano «Le migliori»

(Clan Сelentano, 2016)

На данный момент – последний альбом певца — назван традиционно «скромно»:«Лучшие». Это не оставляет сомнений в самооценке исполнителей – Челентано и певицы Мины Маццини. Однажды, в 1998 году, Адриано уже выпускал альбом с Миной — он был, как вдох-выдох перед новым большим стартом. Возможно, певцу сейчас тоже нужна новая перезагрузка, возможно, он отдыхает, делая то, что умеет лучше всех в мире – эмоциональную и безупречную, понятную всем и каждому итало-эстраду.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

52717390